Российский автомобильный рынок ожидают кардинальные изменения. С 1 ноября 2025 года вступает в силу новая система расчета утилизационного сбора, основанная на мощности двигателей, а начало 2026 года принесет дополнительные экологические требования. В этих условиях возрастает роль профессиональных участников рынка логистики, включая компании полного цикла по доставке и растаможке автомобилей.
Революция в расчете утилизационного сбора с ноября 2025 года
Минпромторг кардинально меняет методику расчета утилизационного сбора, впервые привязывая его размер к мощности автомобиля. С 1 ноября 2025 года льготные ставки (3 400 рублей для новых и 5 200 рублей для подержанных) будут действовать только для машин мощностью до 160 лошадиных сил.
Катастрофический рост сборов для мощных авто
Популярный Geely Monjaro (238 л.с.):
- Ноябрь 2025: 952 000 рублей (рост в 280 раз!)
- Январь 2026: 1,142 млн рублей
- 2030 год: 1,673 млн рублей
Гибрид Lixiang L7 (197 л.с.):
- С ноября 2025: 1,828 млн рублей (рост в 537 раз!)
Люксовые автомобили (Rolls-Royce, Bentley): утилизационный сбор вырастет до 10,081 млн рублей для подержанных моделей.
Изменения в 2026 году
С 1 января 2026 года ожидается введение запрета на ввоз автомобилей ниже стандарта «Евро-6», что создаст дополнительные барьеры для импорта подержанных автомобилей.
Влияние на логистическую отрасль
- Предрегуляторная гонка
Эксперты прогнозируют «предрегуляторную гонку» — резкое увеличение импорта до ноября 2025 года, после чего последует резкий спад и переформатирование рынка.
- Дальневосточный рынок
Жители Дальнего Востока пострадают меньше — 95% популярных японских автомобилей (Honda Fit, Toyota Corolla) имеют мощность до 160 л.с. и сохраняют льготные тарифы.
- Структурная трансформация
Ирина Франк, генеральный директор Frank Auto: «Новая методика радикально изменит потребительскую логику. Стоимость владения мощными автомобилями взлетит, что создаст стимул для перехода на менее мощные модели.»
Долгосрочные тренды до 2030 года
Правительство приняло программу ежегодного повышения ставок на 10-20% до 2030 года, что сделает ввоз мощных автомобилей экономически нецелесообразным.
Антон Шапарин, Национальный автомобильный союз: «У России есть шанс превратиться в ‘автомобильную Кубу’. Ставки утильсбора не действуют на технику старше 30 лет, поэтому любителям мощных двигателей V6 и V8 придется пересаживаться на раритетные модели.»
Грядущие изменения станут водоразделом в истории российского автомобильного импорта. Логистические компании должны срочно адаптировать бизнес-модели, развивать экспертизу в области экологических стандартов и создавать специализированные продукты для разных категорий клиентов.
Успех будет зависеть от способности предлагать комплексные решения с учетом всех нюансов нового регулирования. В этой связи актуальными становятся услуги таких компаний как Эдванс Шиппинг, предлагающих полный цикл международной логистики.

